Ирина Петрова: «Ситуация стабильна. Призываем не поддаваться на провокации»

19.09.2014

Сегодня в 12:00 в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция ИТАР-ТАСС с участием президента УБРиР Антона Соловьева, председателя Уральского банка Сбербанка России Владимира Черкашина, председателя правления СКБ – Банка Ильи Зибарева, руководителя Уральского ГУ ЦБ РФ Ирины Петровой, председателя «Уральского банковского союза» Валентины Мурановой и главы министерства экономики Свердловской области Дмитрия Ноженко. Участники пресс- конференции дали оценку ситуации на рынке банковских услуг Свердловской области и рассказали о проверках, связанных с распространением заведомо ложных слухов о закрытии ряда кредитных организаций Уральского региона.

Открыв пресс-конференцию, руководитель Уральского ГУ ЦБ РФ Ирина Петрова подчеркнула, что вчерашняя ситуация — это массированная атака на банки Уральского региона, когда в течение всего дня распространялась заведомо ложная информация. «Мы будем взаимодействовать с правоохранительными органами по этому вопросу. Все банки в Свердловской области работают стабильно, без ограничений и выполняют все свои обязательства. Ситуация стабильна. Хочу обратиться отдельно к жителям Тавды, Каменска-Уральского и Нижнего Тагила и подчеркнуть, что смс-рассылка была ложной. Призываем не поддаваться на провокации», — говорит Ирина Петрова.

Глава министерства экономики Свердловской области Дмитрий Ноженко рассказал, что правительство Свердловской области продолжает стабильно работать с банковским сектором. «Все банки работают стабильно. Вчера Денис Паслер (председатель правительства) провел совещание, на котором было принято решение поддержать банковский сектор, провести работу с бюджетными учреждениями. Правительство области работало, и будет работать с банками, все зарплатные проекты останутся в банках».

Председатель «Уральского банковского союза» Валентина Муранова выступила с обращением в адрес руководителей предприятий в области торговли и сферы услуг. «Свердловская область — лидер по безналичным расчетам после Москвы и Санкт-Петербурга. Населению советую не рубить сук, на котором мы сидим. Вклады в банках, в том числе, идут на развитие экономики, помогают регулировать ситуацию со стоимостью продуктов питания. Все это зависит от того, насколько ситуация стабильна в том числе в банках», — подчеркнула она.

Председатель Уральского банка Сбербанка России Владимир Черкашин: «Когда мы переживали 2008 год, были основания для волнений в мировой экономике. И даже в те сложнейшие времена российское правительство и вся страна справились. Сегодня я могу говорить только о том, что это вопиющий случай атаки на моих коллег и граждан Свердловской области, потому что создание стрессовой ситуации никому не помогало».

Президент УБРиР Антон Соловьев поблагодарил всех за поддержку и активное участие в происходящем процессе. «Я хочу извиниться перед клиентами за возникшие неудобства. Весь ажиотаж погашен, все необходимые действия совершены. Усилена работа колл-центра. Сейчас мы видим, что ажиотаж сходит на нет. Спасибо клиентам за ту поддержку, которую они нам оказывают. УБРиРУ — 24 года, 28 сентября мы будем отмечать День рождения банка. Надеюсь, новый год работы будет более клиентоориентированным, потому что за эти дни нам была оказана огромная поддержка от клиентов. Во всех офисах нашего банка работа налажена, мы повысили консультирование клиентов — доводим до них, что все сведения были ложными.

Добавлю, что на остатки на счетах распространяется действие закона о страховании вкладов. Всех клиентов призываю учитывать эту информации при проведении платежей.

Все расчеты идут в штатном режиме, все службы мобилизованы. Мы работаем до последнего клиента, на все запросы отвечаем оперативно, банк обладает всеми необходимыми ресурсами. Мы не в первый раз сталкиваемся с вызовами и всегда достойно отвечали на них».

Председатель правления СКБ-Банка Илья Зибарев также дал свою оценку произошедшим событиям. «Я хотел бы отметить высокую консолидацию банковского сообщества и очень быструю реакцию ЦБ, который обозначил, что это была криминальная атака. Также хочу отметить высокую скорость реакции правительства. Уверен, что те, кто работал над этой информационной атакой, в следующий раз задумаются, надо ли это делать. Что касается банка, ситуация улучшилась — клиенты возвращают деньги на вклады. Вчера в СКБ-Банке приток был в целом среднегодовой. Мы смотрим на это, как на дополнительный стресс-тест, который мы выдержали его и продолжаем стабильно работать. Клиенты достаточно спокойны, разворачиваются и уходят, некоторые снимают деньги и тут же кладут назад —проверяют. Спасибо всем, кто нам помогал! Спасибо прессе за адекватную реакцию».

Журналисты задали участникам пресс-конференции ряд вопросов. Приводим ответы на некоторые из них.

- Как регулятор намерен бороться и как далеко зайти? Вопрос банкирам. Будут ли службы безопасности заниматься вопросом? Достаточно ли полномочий

Ирина Петрова: ЦБ всегда занимал принципиальную позицию к таким атакам. Выходил к СМИ и заявлял свою позицию, это практика, которая существует в системе ЦБ. Мы планируем и готовы встречаться и обсуждать это с вами.

Антон Соловьев: Служба безопасности активно занимается этим вопросом. В течении двух дней была на сайте банка фиксировалась DDos-атака. Это говорит о том, что акция была спланирована. Второе: есть первичные сведения об источнике DDos-атаки, информация представлена в правоохранительные органы.

Илья Зибарев: Мы сразу стали работать по линии Службы безопасности. Нашли листовки, собрали материалы и обратились в органы. Будем это дело доводить до конца.

- Почему ждали до вечера с официальным сообщением?

Илья Зибарев: Вчера проблемы начались после 12-13 дня, до этого были только слухи. Вторая половина дня изменила ситуацию. В ЦБ мы были в 17:00 часов, и уже все согласовали между собой. Сформулировали общую позицию и озвучили. На мой взгляд, это очень быстро.

Антон Соловьев: На моей памяти, это третья атака на банки Свердловской области. Мастерство и организованность тех, кто ее устроил, растет. Это вызывает большие вопросы, ведь в такие атаки вкладываются серьезные ресурсы. С точки зрения масштаба эскалация происходила с ночи, апогея достигла к 16:00 — 17:00 вечера. Скорость и масштаб были беспреценденты.

Ирина Петрова: Отзыв лицензии — очень тяжелое решение, которое не носит внезапного характера. Это решение принимается только после длительной работы с банком. Лицензии не отзываются внезапно, об этом мы пишем в релизах. Такое решение выносится за неоднократные нарушения. Это значит, что у банка был длительный период недостатков, и когда банк неоднократно не исполняет предписания, то после этого готовится ходатайство на отзыв лицензии

- Вы сказали, что атака не первая и мастерство растет? Кого посадили? В чем выражается рост мастерства? Что нужно сделать, чтобы это не повторялось?

Антон Соловьев: Во-первых, подобные вещи — стресс-тест для любого банка. И все данные банком собираются. Говоря о прохождении информационных атак и действиях, которые банк предпринимает, есть отдельный план действий в такой ситуации. Это стресс-тест для управления ликвидностью и достаточности капитала. Все эти действия мы учитываем. Проходя каждый раз такие вещи, мы еще раз убеждаемся, что наши подготовительные мероприятия и планирование происходят в соответствии с этими стресс-тестами. Все факторы мы учитываем.
Наказали ли кого-то? Это вопрос к правоохранительным органам. В текущей атаке мы видим скоординированность: смс, листовки, DDos-атаки. Технологии не стоят на месте, и та степень охвата, которую мы видим — это та реальность, в которой мы живем. Все негативные факторы учитываются потом при планировании. Если возвращаться к вопросу по объему действий клиентов, то могу сказать, что, судя по сегодняшней ситуации, это даже значительно лучше наших ожиданий.
Если такое будет повторяться, то пострадают не банки, а население. Правительство заинтересовано, чтобы такое не повторялось. Поэтому нужно очень трепетно относиться к тем, кто делает вклад в социальное развитие региона.

Валентина Муранова: В Уральском главном управлении Центробанка России открыта горячая линия для клиентов банков.

Горячая линия работает с понедельника по пятницу с 9:30 до 19:00. Звонить можно по телефонам: (343) 251–31–89, 269–65–44, 251–31–60.

Ваш городНовосибирск?